Версия для печати

Перезапуск Tomb Raider трёхлетней давности — как и полагается игре о молодой, полной бури и натиска Ларе Крофт — рвал каноны серии в клочья. Юная аристократка, заброшенная кораблекрушением на японский остров Яматай, напоминала не Индиану Джонса в юбке, а героиню хорроров в духе «Спуска» и «Границы». Ледорубом она проламывала черепа злобным островитянам и купалась в реках крови. Гробницы? Бросьте! Выжить бы... И если кого-то такой этюд в багровых тонах и очаровывал, то явно не давних фэнов мисс Крофт. В сиквеле авторы учли ошибки: Rise of the Tomb Raider не пытается эпатировать публику, а триумфально возвращается к истокам франшизы. Наконец-то!

Проект 2013 года живописал, как субтильные студентки становятся кровожадными фуриями. Rise of the Tomb Raider рассуждает о пагубном влиянии археологии на детско-родительские отношения. Лорд Ричард Крофт, уважаемый ученый и видный археолог, положил жизнь на поиски Святого Источника — мистического артефакта, дарующего бессмертие. Потерпев фиаско, отец Лары, затравленный научным сообществом и поднятый на смех журналистами, наложил на себя руки. Это случилось, когда его дочь была ребёнком. Она в то время тоже не воспринимала всерьёз псевдонаучные теории чудаковатого родителя, этакого Анатолия Фоменко от британской истории.

Обзор Rise of the Tomb Raider — выживет ли Лара Крофт в Сибири?

Но после того, как злодейка-судьба забросила героиню на остров Яматай и столкнула со сверхъестественными силами, мисс Крофт убедилась в правоте отца. И теперь, дабы обелить имя родителя и завершить его дело, снедаемая чувством вины девушка отправляется на поиски Святого Источника.

Клюква в сахаре

Так расхитительница гробниц оказывается в заснеженной Сибири, во льдах которой, по легенде, сокрыт дивный град Китеж, созданный послушниками древнего Пророка. Город защищают косматые, похожие на героев сериала «Викинги» старообрядцы — далёкие потомки греческих колонистов… Одновременно с Ларой секрет бессмертия ищет злобный военно-монашеский орден «Троица», имеющий отношение к Ватикану… Бам-м-м!

Обзор Rise of the Tomb Raider — выживет ли Лара Крофт в Сибири?

Пока славянские фольклористы и поборники здравого смысла собирают урожай выпавших челюстей (а фанаты Задорнова, Мулдашева и Фоменко пляшут качучу), быстро поясним: Rise of the Tomb Raider ни разу не претендует на исторический реализм. И нечего тут брюзжать, что Китеж, по преданиям, находился в Нижегородской области и затонул в водах озера Светлояр. Главное, что вольное обращение с фактами позволило сценаристам Crystal Dynamics родить, пожалуй, самый зрелищный за всю историю сериала сюжет. Пускай и с клюквой вроде «ГУЛАГ существовал в 1960 году» (хотя по сравнению с клюквой нынешних школьных сочинений это ещё марципанчик). Ни в одной другой игре о Ларе Крофт не было столь виртуозно поставленных масштабных сцен. Взять хотя бы обстрел древнего города из баллисты. Конечно, большая часть этих вау-моментов описывается фразой «она бежит, а всё вокруг горит, взрывается и осыпается», но… это в любом случае пиршество для глаз, а кому и для духа.

Из России с любовью

Сценарная часть Rise of the Tomb Raider, тасующая «Код да Винчи» с «Последним крестовым походом», вызывает смешанные эмоции. С одной стороны, Рианна Пратчетт, угробившая недавнюю Thief, держит марку: диалоги замогильно серьёзны, а персонажи будто вырезаны из листов картона. С другой, хроника взаимоотношений Лары с отцом, динамика её избавления от комплекса вины (всё это подаётся во флэшбэках и внутренних монологах героини) рассказаны проникновенно. И без деланного драматизма яматайского периода.

Впрочем, истинная звезда действа — не столько даже британская авантюристка, сколько сама Сибирь. Заиндевелый в суровой красоте край лесов и озёр, заброшенных советских баз, разрушенных церквушек, древних пещерных городов, деревень староверов и других примечательных мест. Ну, вы в курсе, у нас эти места сразу за МКАДом начинаются.

Обзор Rise of the Tomb Raider — выживет ли Лара Крофт в Сибири?

Шамбала из Uncharted 2? Затерянный в пустыне Руб-эль-Хали город из Uncharted 3? Да бросьте, заморские декорации не идут ни в какое сравнение с нашими таёжными чудесами. Здесь любой пейзаж — ожившее полотно Шишкина и Репина с приправой из мелко порубленного Левитана, настоянного на Врубеле. Каждая вылазка в катакомбы или обветшалый храм сродни походу в музей искусства: восхищённо разглядываешь древнерусские иконы, византийскую мозаику, палехскую роспись и греческие фрески. Какому дьяволу запродали душу арт-дизайнеры Crystal Dynamics, чтобы сотворить такое диво дивное? Вопрос не праздный, ведь PC-версия проекта выдаёт всю эту чудь немеряную даже на компьютере двухгодичной давности.

Дочь снегов

Rise of the Tomb Raider, в отличие от перезапуска 2013 года, не сотрясает геймплейные основы, а лишь улучшает имеющиеся механики. Приключения британской старлетки по-прежнему сводятся к исследованию мира, акробатике, схваткам и разгадыванию головоломок. Только на этот раз мяса и крови меньше, а прыжков и гробниц — больше.

Обзор Rise of the Tomb Raider — выживет ли Лара Крофт в Сибири?

Лара снова охотится на зверей в лесных чащах, прыгает по уступам и вгрызается ледорубом в отвесные скалы, с помощью лука протягивает канатные дороги, улучшает экипировку и оружие у костров. К прежнему альпинистскому арсеналу добавились крюк с тросом для преодоления пропастей, напоминающий магнитную кошку из Tomb Raider: Legend, и стрелы, по которым можно карабкаться.

{yotube}Kd7_NhLIVbI{/youtube}

Остров Яматай был небольшим, и дробился на линейные локации. Сибирь же состоит из двух обширных многоуровневых зон — заснеженной гористой местности с ледниками, и вечнозелёной приозёрной долины староверов. Обе карты под завязку забиты пещерами с сокровищами, гробницами, реликвиями и тому подобными радостями чёрного археолога. Староверы готовы озадачить героиню каким-нибудь необязательным поручением вроде спасения пленников из лагеря «Троицы». В лучших традициях «метроидваний» доступ к различным уголкам мира и тайникам открывается по мере получения новой экипировки и оружия.

Изучение местных достопримечательностей позволяет многое узнать об истории края, и она выписана не в пример изобретательнее основного сюжета (избегая спойлеров, намекнём на переосмысление христианских апокрифов и на легенды о Святом Граале и потерянном рае). Разглядывая фрески, читая греческие свитки и монгольские рукописи, Лара узнаёт всё о Пророке, Китеже и его зодчих.

Любовь к жизни

Особый упор сделан на выживание. Если в прошлом творении Crystal Dynamics оно носило декоративный характер (зачем развивать навыки и собирать запчасти для мощного оружия, если врагов и так легко убивать?), то теперь Ларе придётся перевоплотиться в Беара Гриллса. Особенно — на максимальной сложности «Выживание», где враги крепки и многочисленны, ресурсов мало, автоматическое лечение отключено, а улучшения влетают в копеечку. Придётся мастерить всё, от патронов и стрел до курток и винтовок. Так, для изготовления ядовитых стрел требуется найти щепки, птичьи перья и поганки. Ткань и целебные ягоды превращаются в перевязочные бинты. А из звериных шкур можно сшить вместительный колчан или патронташ. Хочешь, не хочешь, а идёшь на охоту в ближайшую рощу.

Обзор Rise of the Tomb Raider — выживет ли Лара Крофт в Сибири?

Животный мир Яматая был скуден, а в Сибири жизнь разнообразна, и бьёт ключом. Когтями, зубами и копытами тоже бьёт. В перелесках шмыгают мыши-полёвки, по лугам скачут белки и зайцы, у ручьёв пасутся косули. Травоядные, завидев барышню, пускаются наутёк, а вот хищники, наоборот, рады отведать человечины. Волки атакуют стаями, рыси молниеносно передвигаются, медведи могут убить ударом косматой лапы. Хотите узнать, что испытывал герой Энтони Хопкинса, сражающийся с медведем в фильме «На грани», или Лайам Ниссон из «Схватки», отбивающийся от волков? Запустите Rise of the Tomb Raider на сложности «Выживание».

Всё это, разумеется, мы тысячи раз видели, хотя бы в той же Far Cry 4. Но фокус в том, что в Сибири собирательство и охота вкупе с зачисткой подземелий и необязательными забавами типа «собери десять монет» не на шутку затягивают. Дело, наверное, в отыгрыше роли бунтаря-одиночки — покорителя Белого Безмолвия, воспетого Джеком Лондоном в «северных рассказах».

Значит, война

Когда дело доходит до стычек с наёмниками «Троицы», конфликт можно уладить двумя способами: устранить врагов незаметно либо затеять перестрелку. В первом случае Лара передвигается в тенях, ползает по кустам, с грацией ассасина порхает с одной ветки на другую, бесшумно стреляет из лука и хладнокровно режет глотки. Во втором — устраивает маленькую победоносную войну имени Джона Рэмбо или Джона Мэтрикса. Only bodies, короче.

Обзор Rise of the Tomb Raider — выживет ли Лара Крофт в Сибири?

Классов оружия всё так же пять (ледоруб, лук, пистолет, автомат, дробовик), но теперь в рамках каждой категории есть альтернативные образцы (например, к винтовкам относятся АК-47 и пистолет-пулемет SMG), обладающие уникальными характеристиками и цепочками улучшений (оружейники, убейтесь об стену и не отсвечивайте!). Плюс самодельные снаряды, которые Лара, подобно Джоэлу из The Last of Us, мастерит прямо в разгар боя: бутылка превращается в коктейль Молотова, банка — в дымовую гранату, вражеская рация — в мину.

Разнообразие способов смертоубийства подталкивает к импровизациям. Снимаем первого часового ножом, подобравшись со спины. Забираемся на дерево, всаживаем ядовитую стрелу в толпу противников. Пока те корчатся от удушья, хватаем АК-47, вспарываем тела очередью свинца и подрываем дальнюю бочку с горючим. Бабах! Сторожевой пост превращается в факел, постовые сгорают, светя другим. Подбежавшего на шум мордоворота в массивной броне успокаиваем дуплетом из дробовика. Ещё одного осаживаем ледорубом в череп с радостным воплем «Привет от Меркадера!»

Обзор Rise of the Tomb Raider — выживет ли Лара Крофт в Сибири?

Всё это — без остановки, влёт. Конечно, подобные трюки можно было проворачивать и в перезапуске, но в Rise of the Tomb Raider, благодаря более продуманной архитектуре локаций и новым трюкам героини, воевать не в пример веселее. С другой стороны, могучий интеллект врагов так и не отрихтовали: в мирное время они не видят дальше собственной переносицы, поэтому только лишь скрытно играть просто скучно. По этой же причине лучше сразу включать зубодробительную сложность, на которой и бронированных врагов больше, и бинты накладывать приходится на бегу.

Во глубине сибирских руд

В проекте 2013 года фирменному элементу серии — расхищению достояния покойников — отвели непростительно мало места. Да и головоломки были до безобразия простыми. Rise of the Tomb Raider не просто исправляет эти досадные оплошности, но выводит археологические искания на новый уровень. К задачкам с огнём, тросами и противовесами из предыдущей игры добавились манипуляции с водой. Гробниц — сюжетных и необязательных — много, каждая оформлена в неповторимой тематике (например, вмёрзшая в лёд византийская галера «Комсомолец Мордовии»), обладает собственным мини-сюжетом и заставляет пораскинуть мозгами. При этом архитектура и загадки отдельных подземелий напоминают лучшие локации прошлых игр.

Обзор Rise of the Tomb Raider — выживет ли Лара Крофт в Сибири?

Это не случайно: вся сибирская авантюра состоит из отсылок, аллюзий и переосмыслений знаковых моментов 20-летней серии. Например, пролог Rise of the Tomb Raider, в котором мисс Крофт мчит на джипе по сирийской пустыне, подмигивает сцене из четвёртой части (обратите внимание на скорпиона на камне и на рюкзачок в глубине машины). Момент, когда девушка из промозглых пещер попадает в вечнозелёную долину, вызывает стойкие ассоциации с «Затерянной долиной» из Tomb Raider 1996 года. Словом, фансервис на запредельной высоте.

{yotube}PuCdaSe2WUE{/youtube}

В конечном итоге Rise of the Tomb Raider — тот редкий случай, когда авторам удалось угодить всем ценителям приключенческого жанра. Любите непритязательные интерактивные фильмы в духе Uncharted? Ставьте низкую сложность и наслаждайтесь пару вечеров лощёным эквивалентом летнего киноблокбастера. Хотите сполна окунуться в атмосферу таёжной глуши? Выбирайте «Выживание», и погружайтесь на 25 часов в охоту, археологию и собирательство. Теперь куда сложнее обвинить Crystal Dynamics в подражании Uncharted.

Да, местами сибирская одиссея Лары Крофт раздражает нелогичностями сюжета и развесистой клюквой, отсутствием юмора и глупостью ИИ. Но всё это отходит на второй план, когда героиня в метель отстреливается от волков, когда карабкается по стенам ветхой церквушки, чтобы с восторгом и трепетом рассмотреть под куполом фреску Андрея Рублёва. С такой любовью русские просторы в видеоиграх еще не изображали.

Достоинства:

  • отличные графика и арт-дизайн при скромных системных требованиях;
  • талантливый оркестровый саундтрек;
  • проработанная история мира;
  • классическая атмосфера приключений старых игр;
  • изобретательные головоломки и крафтинг;
  • открытый мир, который интересно исследовать.

Недостатки:

  • избитый сюжет о поисках артефакта и злодейском ордене;
  • чересчур пресные диалоги и стереотипные персонажи;
  • отсутствие юмора;
  • примитивный AI противников.

Выходные данные

  • Платформы: PC, Xbox One, Xbox 360 (игра тестировалась на PC)
  • Разработчик: Crystal Dynamics (Xbox One), Nixxes Software (PC, Xbox 360)
  • Издатель: Square Enix (PC), Microsoft Studios (Xbox One, Xbox 360)
  • Дата выхода в России: 13 ноября 2015 года (Xbox One, Xbox 360), 28 января 2016 года (PC)
  • Локализация: текст и звук
  • Минимальные системные требования на PC: Windows 7 64bit, Intel Core i3-2100 или аналогичный AMD, 6 GB ОЗУ, NVIDIA GTX 650 2GB или AMD HD7770 2GB
  • Похожие игры: Tomb Raider (1996), Tomb Raider (2013), Uncharted 2: Among Thieves, Far Cry 4, Assassin’s Creed III
  • Стоит ли покупать сейчас? Да

Приобрести в Steam (1299 рублей)

Источник: 4pda.ru

© 2016, TopTechNews - Новости высоких технологий и Онлайн ТВ | wds.kz Условия предоставления информации | Отказ от ответственности
Cайт работает на сервере hosthouse.kz