Со всех сторон поступают тревожные вести. Sony собирается выпустить обновлённую версию PlayStation 4. Microsoft сливает две системы в единое целое, при этом не стесняясь утверждать, что «всё нормально, и про Xbox One никто не забыл». Nintendo, как и прежде, форсирует поколение, но при этом напускает вокруг проекта NX тумана. Выглядит, как цепочка событий, способная привести в пропасть. Остаётся задать лишь один вопрос: «Консоли всё?».

Долгое время приставочный рынок оставался последним бастионом, который не брали ни кризисы, ни индустриальные перестановки. Тихая гавань, функционирующая по незыблемым правилам, сформированным в махровые восьмидесятые японцами из Nintendo. Приобретая подключаемую к телевизору коробку, человек мог быть уверен, что в ближайшие пять-семь лет необходимость «чего-то там обновить» его едва ли коснётся — исключая лишь смену раздолбанных геймпадов и тому подобные мелочи.

Но, похоже, старой эпохе приходит конец. Несколько одновременных информационных вбросов в считанные секунды изменили медиаландшафт вокруг трёх ведущих игроков отрасли: мало-помалу геймеры стали задавать вопросы, неудобные для Sony, Nintendo и Microsoft. Что будет дальше? Можем ли мы быть уверенны, что не покупаем за 400 евро кота в мешке? Не превратятся ли приставки в смартфоны от Apple с их двухгодичным циклом полноценной жизни? Ответов пока не наблюдается, и это ещё один повод обсудить ситуацию.

Комбинаторы из Sony

Представляя рынку оригинальную PlayStation, менеджеры Sony, возможно, сами не осознавали, что открывают новую эпоху в истории массового гейминга. Игры как фильмы, CD-диск в качестве носителя информации, взрослые темы и смерть одной цветочницы — всё это в большей или меньшей степени формировало новый социальный пласт. Внезапно игры вылезли из пелёнок отрады для школьников и гиков в очках с роговой оправой. PlayStation стала синонимом культурной революции, которая происходила не где-то там, в лабораториях и гаражах, а на глазах у миллионов обывателей, в их собственных домах.

Будучи приметой нового времени, 32-битная консоль от Sony быстро завоевала мир, став самым желанным подарком для каждого второго мальчишки по обе стороны океана. Дальше — больше. Закрепившись на бурно растущем рынке игровых консолей, Sony создала не менее успешную PlayStation 2. С третьей станцией, конечно, вышла небольшая промашка, и неприятности продолжались до появления Uncharted 2, но важно другое: непоколебимая политика японцев смогла заложить в массовом сознании одно простое правило: выбирая PlayStation, вы можете быть уверены, что она будет актуальна очень долго.

Что ждёт приставочный рынок победившей PlayStation

Однако уже завтра всё может измениться, ведь, по слухам, Sony готова пойти на святотатство по отношению к истории бренда — выпустить обновлённую версию своей консоли. Нет, речь не идёт о традиционном Slim-апгрейде, благодаря которому приставка становится тоньше и дешевле. По неподтверждённым данным, SIE готовит версию PlayStation 4, «железо» которой будет минимум в два раза мощнее, чем у предшественницы.

Впервые возможность такого развития событий замаячила осенью прошлого года, когда господин Масаюки Ито, старший вице-президент тогда ещё существующей Sony Computer Entertainment, проговорился прессе, что он не видит ничего плохого в создании «продвинутой PlayStation 4». Г-н Ито рассуждал радикально: под нож мог пойти не только центральный процессор, но и графическая система всей консоли. Всё это было подано под соусом «я так считаю», что не помешало подняться волне бурного негодования среди тех, кто лишь несколько лет назад в четвёртый раз доверился бренду PlayStation.

Казалось бы, поговорили и ладно — мало ли, в конце концов, у какого господина какое частное мнение. Если бы не одно «но»: несколько недель назад коллективный блог Kotaku.com опубликовал заметку, где среди прочего говорилось, что в рамках GCD 2016 Sony провела закрытую конференцию, на которой рассказала разработчикам о готовящейся к релизу PlayStation 4,5. Инсайдер издания не мог сказать, когда именно и по какой цене гаджет поступит в магазины, но и самого факта без подробностей оказалось достаточно, чтобы всколыхнуть задремавшее было море геймерской ярости.

Позже охочая до конспирологии публика получила новую порцию сведений, но уже от других изданий: PS4,5 отправится в продажу нынешней осенью, процессор её действительно будет в два раза мощнее оригинального, а некоторые студии уже имеют на руках комплект разработчика. Важная составляющая этой теории — специально заточенные под обновлённую «начинку» видеоигры. Они якобы будут запускаться и на обычной PlayStation 4, но в худшем качестве. Различные поставщики слухов не сходятся во мнении: кто-то утверждает, что разница окажется видна невооружённым глазом, другие уточняют, что речь идёт лишь о классическом противопоставлении Full HD и 910p, разрешении многих мультиплатформенных релизов для Xbox One.

В качестве «стартовых» релизов для PS4,5 в разное время рассматривали гипотетический сиквел God of War, а также эксклюзив Deep Dawn, засветившийся ещё на официальном анонсе PS4 в рамках PlayStation Meeting 2013. И это не считая IP под VR — шлем виртуальной реальности от Sony. В общем, поводов для печальных мыслей у сонибоев более чем достаточно. Но чем ответят конкуренты?

Две платформы — единое целое

Разумеется, Microsoft не могла не воспользоваться благоприятными для себя слухами. Глава направления Xbox, Фил Спенсер, аж дважды повторил, что его сотрудники не собираются заставлять геймеров «лезть с отвёрткой внутрь приставки», а сам Xbox One прекрасно справляется с возложенными на него задачами, что подтверждает довольно успешная (стоит уточнить — для редмондцев) динамика сезонных продаж.

Сложно судить, насколько искренни заверения американцев, однако лишь за последние несколько лет Microsoft наворотила со своим брендом столько, сколько Sony с её «тревожными слухами про PlayStation 4,5» и не снилось. А дело вот в чём. Когда Xbox 360 только собирался к релизу, никто не подозревал, насколько успешной станет эта система. Прошлый опыт подсказывал, что раз Xbox [Original] на взлёт, мягко говоря, не пошёл, то и от его духовного наследника, даже не получившего цифру 2 в названии, ждать чего-то экстраординарного не стоит.

Над исправлением общественного мнения Microsoft работала крайне усердно. Вначале специалисты компании создали едва ли не лучшую стартовую линейку в истории консольного бизнеса, потом — активно поддерживали приставку различными эксклюзивами в диапазоне от Gears of War до Fable и Halo. Лонч прошёл без сучка и задоринки, если, конечно, не считать таковой нехватку коробок с Xbox 360 в магазинах. Игры на любой вкус: Call of Duty 2 для любителей пострелять по нацистам; Kameo: Elements of Power для поклонников всего эльфийского; Ridge Race 6 и Project Gotham Racing 3 — для тех, кто не мыслит свою жизнь без машинок и аркадных покатушек. Благостный фон вокруг 360-го не смог испортить даже скандал с «тремя огнями смерти», чуть не сведшими на нет стартовую партию приставок — Microsoft быстро сообразила, что репутация дороже, и оформила бесплатный обмен для всех, кто пострадал от «огоньков».

Но потом случилось странное. Всего за каких-то пару лет авангардно-модный гаджет Xbox 360 обернулся «лучшим способом посмотреть баскетбольную трансляцию» (в Америке, поскольку до нас Xbox Watch TV в полноценном виде так и не дополз). Система начала терять эксклюзивы. Не только часть jRPG (за исключением Blue Dragon и Lost Odyssey), но и Mass Effect с Ninja Gaiden 2 на пару мигрировали на PlayStation. Разумеется, всё это были релизы от Third-party-студий, но и новых IP от американцев за отчётный период так и не появилось — сплошь триквелы да поделки Rare под Kinect.

Что ждёт приставочный рынок победившей PlayStation

Постепенно Xbox 360 из бренда для Core-геймеров превратился в лайфстайл-погремушку и, как следствие, растерял изрядную долю своих поклонников. И Xbox One в этом смысле — продолжение старой песни о главном. Да, осознав, что «ультимативный гаджет для дома» слабо вяжется с core-аудиторией индустрии, менеджеры редмондцев нажали было на стоп-кран и ушли на попятную, вот только выдержки хватило ненадолго: не заставило себя ждать оглашение, что Xbox One и PC (Windows 10) отныне одна сатана.

Первой ласточкой этого «брака, заключённого на небесах» стал PC-релиз Quantum Break и известие, согласно которому все части Forza Motorsport будут выходить и на PC тоже. А как же консольная гонка? По мнению главы подразделения Xbox в Microsoft Фила Спенсера, Xbox One совсем без эксклюзивов не останется, портировать на PC будут только идеологически подходящее. Но почему в таком случае под Windows 10 не вышла Halo 5 (FPS), но появилась насквозь консольная Quantum Break (TPS)? Что ж, Спенсер полагает, что не стоит застревать на таких случаях, как Halo 5, лучше смотреть в будущее. Вот так.

Ну, хоть поколение форсировать не собираются, в отличие от Nintendo, чей проект NX официально подтверждён, пусть и без детального плана по захвату гостиных.

Немного о Nintendo

Когда-то именно Большая N заправляла всей индустрией. Её Family Computer (NES в США и Европе) задал новые стандарты и, значительно потеснив компьютерную индустрию, вывел приставки на первое место в списке самых желанных подарков на Рождество. Позже появилась Sega, и её Mega Drive/Genesis едва не одержал победу в общем зачёте среди 16-биток, однако битва закончилось ожидаемо, и всё, что было дальше — история взлётов и падений.

Nintendo 64 не повезло выйти в одном поколении с PlayStation (всё-таки картриджи не самая лучшая альтернатива CD-диску), а GameCube был смят свирепствующей эпидемией поклонения PlayStation 2. Пожалуй, единственной по-настоящему успешной системой со времён SNES стала… Wii, которая сумела доказать, что не в графике счастье. Вот только вышедшая под закат жизненного цикла PS3/Xbox360 Wii U успех предшественницы не повторила. Слабое «железо», фальстарт, и вот уже Ubisoft и другие независимые студии/издательства отказываются поддерживать новейший гаджет Nintendo. Научило ли это чему-нибудь компанию? Судя по всему, нет.

Сегодня о так называемом Project NX известно немногое. По слухам, приставка окажется сравнима по мощности с PlayStation 4, будет поддерживать 4K-разрешение (но не факт, что для вывода игр, а не видео — прим. 4PDA), а также представит решение по интеграции мобильных и стационарных технологий. Что получится на выходе? Сделает ли Nintendo наконец нормальный контроллер? Загадка. Из всех слухов и домыслов, выплеснувшихся на сетевые просторы, наиболее правдоподобным выглядит следующее: Project NX будет построен на x86 архитектуре. Как и все современные консоли.

Что ждёт приставочный рынок победившей PlayStation

Занавес?

Возможно, именно вопрос технологической простоты и сходства с бытовым компьютером может стать тем троянским конём, который сначала заставит Sony выпустить PlayStation 4,5, а Nintendo — ещё одну неведомую для массового геймера зверушку, а потом окончательно сдаст последний бастион спокойствия на сомнительную милость идеологии «пока ты спишь, твой гаджет устаревает».

Во времена PS2/3 появление «расширенной» версии системы было маловероятно в силу того, что консоли представляли собой закрытую экосистему с уникальной логикой. Разработчики теряли цвет лица от одной мысли портировать свой боевик на систему от Sony — это было крайне сложно. И сценарий, в котором платформодержатель начнёт плодить сущности и выкидывать «промежуточные» версии устройства, в такой ситуации практически нереален.

Исключение — Microsoft. Журналисты подмечали, что ещё оригинальный Xbox походил на что угодно, но не на классическую консоль. PC к телевизору. Ещё один Home Computers спустя десяток лет после пика их популярности. Xbox 360 — пример из той же степи. Всё это превосходство в мультиплатформенных релизах взялось как раз из-за того, что с решением от Microsoft было банально проще совладать.

Но вот появилась PlayStation 4, и стало окончательно ясно, что эпохе «уникальных приставок» пришёл конец, ведь не секрет, что в основе «четвёрки» лежит всем знакомая x86-архитектура. Именно с этой точки зрения перспектива анонса PlayStation 4,5 выглядит пугающе реальной. Понятно, что Sony едва ли станет рубить с плеча, ведь у неё под носом есть пример с New 3DS, которую поддерживает полторы компании. Но что ждёт рынок в ближайшем будущем?

После появления слухов о PlayStation 4,5 ряд источников успел сравнить гипотетическую политику Sony с действующей у одной широко известной «яблочной» корпорации. По их мнению, рано или поздно большая тройка придёт к выводу, что сокращение жизненного цикла устройства и выпуск промежуточных его версий — не так уж и цинично. Скорее всего, это произойдёт не завтра, но предпосылки к подстройке под «смартфонный» ритм видны уже сейчас. Понятно, что всё это идёт против шерсти core-аудитории геймеров, но кого она будет волновать, если под носом бескрайнее море «казуалов» и любителей hi-tech? Правильно. Никого.

Источник: 4pda.ru

Оставить комментарий