Нынешнее поколение консолей уже можно смело назвать уникальным. Впервые развитие внутри него идёт поступательно, а не резким скачком по пять или восемь лет. Пока Microsoft остаётся в статусе обещаний, Sony нанесла своему конкуренту очередной удар под названием PS4 Pro. И наш долг — рассказать вам об этой зверюшке во всех подробностях, а заодно поведать и про остальные анонсы PlayStation Meeting, взбудоражившие общественность.
Игровая станция для профессионалов
Несколько месяцев интернет полнился слухами, что же в будущем ожидает консоли Sony. Пророчили и новое поколение, и возрождение PS Vita, и просто банальную Slim-версию, удешевлённую и упрощённую во всех отношениях. Чаще всего, и не без помощи регулярных «сливов», в гипотезах всплывало одно название — PlayStation Neo. И вот 7 сентября в 22:00 по московскому времени Sony, наконец, явила миру будущее платформы PlayStation 4. В частности, то, что новая консоль будет носить имя PS4 Pro, оказалось сюрпризом. Как и «Morpheus» (кодовое название PS VR), отсылка к «Матрице» осталась в прошлом.
Никто не спорит, что первыми эту практику начали Microsoft своими анонсами Xbox One S и Xbox «Project Scorpio». То, что Sony не будут ставить крест на текущем поколении, когда оно на самом пике, было очевидно. Консоль уже купило более 40 миллионов людей, и оставить их за бортом — верный путь к коллективному иску и тайфунам недовольства. Вопрос был только в том, станут ли они вообще как-то менять мощности системы, или же посчитают нынешнюю архитектуру PS4 приемлемой ещё на 2-3 года. Как выяснилось, не посчитают, но лишь частично. PS4 Pro позиционируется как всё та же PS4, но мощнее, быстрее и просто лучше во всех отношениях.
Утекшие в сеть фотографии PS4 Slim оказались более эпохальными, чем предполагалось ранее. На них прослеживались дизайнерские черты новой линейки PlaySation, которая будет присуща всему семейству консолей от Sony на ближайшую тройку лет. Внешне PS4 Pro превосходит свою предшественницу на несколько сантиметров в каждом измерении. Она чуть шире, чуть больше и чуть толще (295х55х327 мм), однако это небольшая плата за обновление «железной» начинки. Новая консоль получила разогнанный центральный процессор AMD на старой архитектуре Jaguar и обновлённый графический чип AMD Radeon мощностью 4.20 TFLOPS, который примерно в два раза превосходит свой аналог в обычной PS4. Связано это с тем, что основная ставка делается на воспроизведение игр в более высоком разрешении и поддержку эффекта HDR. А вот решение оставить тот же объём GDDR5 памяти с более высокой пропускной способностью — крайне правильное. Sony не хочет давать повод разработчикам сильно обрезать игры для слабых версий консоли, ведь именно RAM считается наиболее желанным ресурсом для любого девелопера видеоигр. Появился и третий, высокоскоростной порт USB 3.1. Иными словами, PS4 Pro всё-таки уступает по заявленным возможностям Xbox Scorpio с её 6 TFLOPS для GPU — вопрос только, хватит ли заявленной мощности под 4К.
4K и HDR
Большая часть PlayStation Meeting и непосредственно анонса PS4 Pro была посвящена дифирамбам про невероятные впечатления от 4K и HDR. Удивляться этому не приходится — для современного мира такие технологии всё-таки считаются дорогой новинкой, и они пока далеки от лидирующих позиций. В этом тоже своего рода уникальность ситуации: не будет преувеличением сказать, что консоли двигают рынок телевизоров. Ведь в полную силу PS4 Pro сможет продемонстрировать себя только при подключении к достойному оборудованию.
Итак, разрешение 4K — вывод изображения c 3840 точками по ширине и с 2160 по высоте. То есть примерно в четыре раза больше пикселей, чем в привычном Full HD. Обеспечивается это соответствующей телевизионной матрицей и кабелем стандарта Premium HDMI или HDMI 2.0. Тот же набор требуется и для поддержки HDR — формата изображения с более реалистичной цветопередачей. По уверениям создателей, PS4 Pro создана, чтобы работать именно в таком режиме, но минимум три вопроса тут же приходят на ум. Насколько «честно» консоль будет выдавать 4K? Будет ли задействовано софтовое масштабирование? И какой смысл в PS4 Pro, если её подключить к обычному телевизору?
Очевидно, Sony предполагали такой интерес. В общем, PS4 Pro будет воспроизводить в 4K фильмы и сериалы из специальных приложений Netflix и YouTube, а вот поддержки «домашнего формата» 4K Blu-Ray в новой PS4 не будет. Подобный шаг можно объяснить не только желанием удешевить производство новой консоли, но и банальным снижением интереса публики к дискам. Иронично, ведь 10 лет назад именно выход PS3 спас Blu-Ray от краха, а функция воспроизведения новых дисков есть даже в Xbox One S. Главное — поддержка 4К в играх, в которые такая возможность будет заложена разработчиками. Определяться «качество» картинки будет в момент запуска: игры 4K на Full HD телевизоре будут подстраиваться под разрешение 1080p, а в обратной ситуации — масштабироваться до 4K. По заверениям создателей, даже на самом обычном ТВ игры, запущенные на PS4 Pro, будут выглядеть лучше, чем на обычной PS4, поскольку мощность системы будет направляться на эффекты, дальность прорисовки, частоту кадров и прочие нюансы, делающие картинку более впечатляющей. Режим «поддержка PS4 Pro» будет так или иначе во всех играх, но степень его «эффективности» будет определяться разработчиками. Кроме того, некоторые игры из уже вышедших также получат поддержку новой консоли посредством обновлений. Например, «Uncharted 4: Путь вора» или «Средиземье: Тени Мордора». Однако, после конференции всплыла информация, что разработчики вольны выбирать, каким путём им лучше пойти — выпустить бесплатное обновление или платный патч с поддержкой всех возможностей PS4 Pro. Пока не совсем ясно, сколько девелоперов перейдёт на «тёмную сторону». Подход для каждой игры останется индивидуальным. Например, в случае Rise of the Tomb Raider будет три режима на выбор: с повышенной частотой кадров от 45 до 60, с улучшенной графикой в 1080p, но 30 кадрами — и стандартная версия с поддержкой 4K. Настройки графики грядут на консоли, как и улучшенная поддержка PS VR.
Но сможет ли PS4 Pro воспроизводить все игры в разрешении 4K, которое так требовательно к возможностям аппаратной составляющей? Судя по-всему — ответ неоднозначный. Простые игры будут работать в нативных 4K, где картинка обрабатывается «пиксель в пиксель», а вот для более серьёзных тайтлов запаса мощности может не хватить. Но в Sony нашли довольно элегантный и действенный метод. Разработчикам рекомендуют затачивать свои игры под более высокое разрешение, намного выше 1080p, а консоль уже сама, благодаря хитрому алгоритму, растянет изображение до 4K. Со слов очевидцев, доморощенный апскейл работает намного лучше обычных методов, и изображение практически не отличается от нативного режима. Примечательно, что данный способ работает и в обратную сторону — консоль может подстраивать и высокое разрешение под 1080p, отчего картинка будет намного чётче. Увы, не со всеми играми пока это срабатывает. Всё те же очевидцы отмечают, что PS4 Pro версия свежего Deus Ex: Mankind Divided практически не прибавила в разрешении, работая с заметными «тормозами». Не стоит ждать и массового повышения частоты кадров, особенно в мультиплеерных играх. Sony заявила, что не хочет давать преимущество обладателям PS4 Pro, так что если мультиплеер игры заявлен в 30 FPS — фреймрейт останется неизменным для всех версий.
Куда труднее убедить общественность в необходимости перехода на HDR. Новый стандарт, призванный показывать больше цветов, пока что очень трудно продавать. Ведь увидеть разницу можно только на новых телевизорах с нескромным ценником. Никакие скриншоты, трансляции и видео не передадут разницу, которую можно увидеть вживую. Для разработчиков игр это в первую очередь возможность улучшить графику без масштабных изменений. Ночные сцены приобретают глубину, а засветы обрастают деталями. Учитывая, что поддержку HDR получили все консоли PlayStation 4 — всё упирается лишь в покупку соответствующего экрана. Сами продажи PS4 Pro стартуют 10 ноября. Российский ценник на консоль составит 34999 рублей.
PS4 Slim и приятные мелочи
Несмотря на то, что PlayStation Meeting была посвящена в первую очередь именно анонсу PS4 Pro — что и понятно! — там была также продемонстрирована и уменьшенная версия обычной PS4, сделанная для тех, кому 4K совершенно не нужно, а классическая PS4 ещё не заняла место в доме. «Слимка» закономерно стала компактнее, тише и экономичнее, получила закруглённые углы, но лишилась оптического порта, что для некоторых пользователей может оказаться неприятным сюрпризом. Впрочем, главное достоинство PS4 Slim — её цена, которая составит 26999 рублей. Кстати, и привычная PS4 подешевеет до этого же уровня буквально через неделю. Так что Sony этой осенью предлагает весьма щедрый выбор — взять оригинальную или обновлённую версию более слабой консоли по сниженной цене, или за те же деньги, что и раньше, или приобрести уже PS4 Pro со всеми её наворотами.
Кроме консолей Sony также представила новые версии периферийных устройств. Видимые изменения коснулись только контроллера DualShock 4, у которого появилась ещё одна светящаяся полоска под сенсорной панелью и возможность подключения по USB, и камеры PlayStation, получившей новый дизайн и специальную подставку для более удобного размещения. Оба аксессуара напрямую связаны с PlayStation VR, так что удивляться тут тоже нечему.
Наконец, для новых консолей можно будет приобрести новую вертикальную стойку, а также в обновлённых упаковках будут продаваться контроллер движений PlayStation Move и беспроводная гарнитура 7.1 Platinum.
Вопреки всем ожиданиям и нагнетаемым восторгам вокруг PS Pro, в Sony пошли самым безопасным путём из возможных, сделав именно то, что от них ожидали — презентовали «новую» консоль, главным слоганом которой стало то, что её, по большому счёту, можно и не покупать. PS4 Pro не станет новым поколением, а лишь подзатрёт грань между нынешним и следующим. Если у вас есть дома телевизор 4К или вам нравится быть на острие прогресса — вы тот самый Pro, для которого она предназначена. Если же нет, то уже родная PS4 или же новенькая PS4 Slim спокойно послужит вам ещё пару лет. А там, глядишь, придёт смена поколений, ведь от нее никуда не деться.
Источник: 4pda.ru