Так, загибайте пальцы: Resident Evil Zero: Remastered, Gravity Rush: Remastered, Hitman GO: Definitive Edition, The Ship: Remastered. The Legend of Zelda: Twilight Princess HD, Heavy Rain на PS4, Resident Evil 6 на PS4 и Xbox One. Всё это ремастеры различной степени — некоторые уже вышли в только раскрутившемся 2016-м году, остальные появятся позже. На радарах маячит ремейк Final Fantasy VII. Недавно прошёл слух о переносе на некстген трилогии Bioshock. Прошлое не просто неотступно следует за будущим — они слепились в едином порыве, да так, что уже интересно: индустрия вообще собирается смотреть вперёд? Или через пять-семь-десять лет мы будем играть только в переиздания переизданий?
Бывало и раньше
Проблема, на самом деле, не нова. Что такое ремастеры, знали ещё пользователи «Денди» и «Сеги». Первые шесть номерных частей Dragon Quest таскали по платформам только в путь: например, триквел вышел сначала на NES, а потом на SNES (правда, только в Японии) и Game Boy Color. Точно так же катали и первую «Каслванию»: в 1986 году она появилась на NES, а спустя пять лет её, переделанную и подкрашенную, выпустили пастись на загон SNES с приставкой Super и цифрой «IV» в названии. Nintendo на рубеже девяностых и нулевых вообще любила снабжать новые консоли ремейками старых хитов. Достаточно вспомнить пару десятков тяжёлой артиллерии, высланной из полка Nintendo 64 в стан Nintendo DS. Diddy King Racing, отгремевший (рекорд Гиннесса как самая быстро продаваемая игра) на N64, спустя девять лет отправили дорабатывать вторую смену на DS — поменяв, конечно, управление.
В общем, ремейки были всегда, но именно сейчас их принято обвинять в грехах: убивают, знаете ли, видеоигры. Скорее всего, дело в общей стагнации сферы электронных развлечений. Когда в 90-х каждый месяц изобретали новый жанр, никому бы в голову не пришло, что переиздания как-то тормозят индустрию. Теперь игры редко удивляют, конвейер прочно штампует тиражи (и будет штамповать, несмотря на опасения), а единственные весточки о грядущих переменах идут с железного фронта, где люди нахлобучивают на головы неприятные шлемы. В такой ситуации и правда можно начать вешать ярлыки — вот только соответствут ли они тому, на чём развешаны?
По полкам
Для начала неплохо классифицировать сами переиздания. Они, знаете ли, разные. Во-первых, конечно, «ремастер» — это обычный порт с минимальным вмешательством. Скажем, Dishonored или Sleeping Dogs пришли на новое поколение именно в таком виде. Схожий вариант — Last of Us — чья версия на PS4 отличается от старшей сестры разве что чуть подтянутым разрешением и 60 кадрами в секунду. Пример более глубокого ремастера — относительно недавнее переиздание «Утиных историй». Там полностью перерисовали графику и подправили несколько спорных моментов, преимущественно в области сохранений. Игру, впрочем, это не спасло. Именно на ремастеры больше всего льётся грязи, когда какой-нибудь блогер, отсмотрев свежий список релизов, обнаруживает там несколько хитов пятилетней давности: где, мол, новые игры-то?
Но ещё есть ремейки — чуток иная материя. Они обычно уходят дальше от оригинала, чем ремастеры; в основном, по причине почтенного возраста первоисточника. В ремейках хорошим тоном считается не только подтянуть картинку до 1080p, но и перелопатить часть контента: заменить звуковую дорожку, подрихтовать географию уровней, увеличить (или снизить темп) и, может, даже как-то переработать геймплейные нюансы. Один из известных ремейков — Black Mesa, фанатское прочтение первой Half-Life. С оригиналом у игры общего примерно столько же, сколько у «Психо» Энга Ли с фильмом Альфреда Хичкока. В Black Mesa не только полностью сменили внешний вид (включая даже цветовую гамму), но и докинули новых уровней, перевели Гордона Фримена с галопа на обычный бег и расставили свои акценты над внутренней мифологией.
Не думайте, впрочем, что видные ремейки делают только фанаты (хотя у энтузиастов больше для этого причин). Metal Gear Solid: The Twin Snakes, выкованную сборной Японии по видеоиграм, до сих пор вспоминают, как один из лучших ремейков всех времен и народов. Первую часть MGS не только перевыпустили на современном в 2003 году GameCube, но досыпали новых роликов, вживили шутерный режим и перезаписали диалоги — с шумом и помехами — чтобы было аутентичнее.
Есть и третий путь. Им часто идут издатели-ветераны, накопившие в своих библиотеках не один десяток заплесневелых хитов. Бывших кумиров скидывают в сборники для актуальных нынче платформ, иногда приучают к человеческому разрешению и соотношению экрана, называют всё это «BEST COLLECTION GAMES OF *название издателя*» и вываливают в маркеты по бросовой цене. Бывают и коллекционные издания с более свежим содержимым — скажем, трилогия Uncharted, появившаяся на PS4 совсем недавно.
Зачем и почему
Первую и главную причину, зачем издатели размазывают одну игру по куче платформ, вы знаете, и наверняка сейчас формулируете её под этим текстом. Да, это деньги. Ремастеры действительно хитовых проектов могут заново собрать внушительную кассу. Та же Uncharted: The Nathan Drake Collection продалась в количестве 3,74 млн только физических дисков. Некстген-версия GTA V разошлась тиражом в 15 млн копий. Было бы странно на месте 2K и Sony терять такой навар, не правда ли?
Но давайте немного отвлечёмся от капиталистической (и шизофренической) картины мира, где жадные паблишеры только и думают, как по-лёгкому срубить бабло с несчастных геймеров. Зачем вам переиздание давно пройденного хита? А, скажем, новый тираж любимого романа в красивой обложке? Отреставрированный фильм в HD, который вы с семи лет помните до кадра? Да всё для того же — единожды во что-то поиграв, что-то посмотрев и прочитав, вы получили удовольствие. И готовы его повторить. Вот только с играми это не всегда получается — сказывается сложная техническая сторона этого искусства. Игры почти мгновенно стареют, и спустя даже десять лет после релиза к ним не очень-то тянет прикасаться.
Представьте, что вы решили пересмотреть какую-нибудь классику Голливуда 60-х — допустим, что-то из Билли Уайлдера. Для этого вы последовательно вытаскиваете 50-летний телевизор с антресоли (на других не идёт), пару часов ищете нужные штекеры, полдня возитесь с настройками. А когда фильм заработает, он попросит вас во время сеанса бегать вокруг ящика кругами, потому что в 60-х кино смотрели только так. Идиотская, конечно, ситуация, но с олдскульными играми всё так и обстоит. И только всевозможные обряды техномагии позволяют сравнительно безболезненно запустить лучший стелс-экшен 2002 года на вашем ноутбуке с восьмиядерным процессором.
Дело, впрочем, не только в личном желании каждого из нас прикоснуться к артефакту давних лет. Когда прорва великих игр, составляющих культурный код целой отрасли, остаётся в лучшем случае синей копотью ссылок в «Википедии», пропадает связь с прошлым. А без прошлого нет и будущего — того самого, что так отчаянно ждут ненавистники ремастеров.
…и кто-нибудь, выпустите уже Mass Effect на PS4! В HD и без лифтов.
Источник: 4pda.ru